Читтагонг: место где принимают на металлолом корабли

Чугунные ванны, печи-буржуйки, строительную арматуру - все это и многое другое сдают в пункты приема металлолома в СПб ежедневно. Но в утилизации нуждаются и крупногабаритные плоды рук человеческих. Например, корабли, которые тоже имеют свой срок эксплуатации.

Санкт-Петербург - крупный портовой город, поэтому здесь есть организации, которые занимаются демонтажем и резкой судов. Разобранные на детали судовые механизмы, порезанные корпуса принимают такие компании, как ЛенВторМет, работающий по разным адресам, включая Адмиралтейский и Приморский районы. А как обстоит дело в мировом масштабе?

Всемирный пункт приема корабельного лома

Оказывается, 50% всех кораблей, списанных на металлолом, утилизируются в одном городе. Называется от Читтагонг и находится в Бангладеш (Южная Азии). Здесь, на берегу Бенгальского залива, расположено самое известное корабельное кладбище.

Местом утилизации служит прибрежная полоса длиной более 20-ти км. Прямо на землю здесь выливается машинное масло, выбрасывается асбест.

Заказать вывоз металлолома

срочно, от 30 минут:

Каждую неделю Читтагонг встречает вновь прибывшие танкеры, сухогрузы, газовозы, буксиры, паромы, контейнеровозы, пассажирские трансатлантические лайнеры... Им суждено превратится в грандиозные горы металла, который получит вторую жизнь и трансформируется в новые автомобили, поезда, стиральные машины.

Почему Бангладеш?

Вторая мировая война дала толчок судостроению. После ее окончания пассажирские и грузовые суда активно строились, и не только в развитых странах, но и в развивающихся. Бурный подъем судостроения требовал все больше и больше цветного и черного металла. Одновременно остро встал вопрос, а куда, собственно, девать отработавшие свое суда?

В новых кораблях находили воплощение передовые технологии. Старые «корыта» на их фоне проигрывали во всем: в скорости, безопасности, комфорте. Дальнейшая их эксплуатация становилась нерентабельной, но и с утилизацией все было не так просто.

В Европе утилизация техники требует соблюдения мер безопасности, что делает процесс сложным и дорогим. Еще до начала демонтажа требуется составить список опасных материалов и удалить их заранее. Такому удалению подлежат трюмные воды, легковоспламеняющиеся пары. Особого внимания требует утилизация асбеста, литий-ионных аккумуляторов. Эти технологические операции выполняются в сухом доке, куда помещается демонтируемое судно.

В цивилизованных странах руководители предприятий обязаны страховать жизнь и здоровье персонала, выдавать спецодежду и средства защиты, контролировать условия труда. Из-за высоких требований цена лома металла, получаемого при демонтаже судов в Европе, Южной и Северной Америке, не оправдывает ожиданий и невыгодна судовладельцам. Это является основной причиной, почему корабли идут на утилизацию в далекий Бангладеш.

В Читтагонге изначально все было значительно проще и остается таким поныне. Вывоз кораблей из портов приписки не нужен - они идут в Южную Азию своим ходом и выбрасываются на берег, где их сразу начинают «потрошить» местные рабочие. Никаких дорогостоящих сухих доков, никакой техники безопасности. Рабочие травмируются, попадая под падающий металл, получают отравления от токсических веществ, ожоги при взрывах и пожарах, которые являются обычным явлением.

В общей сложности разборкой кораблей в Читтагонге занимаются 80 тысяч человек. Многим из них по 10-15 лет. По официальной статистике каждую неделю на рабочем месте гибнет как минимум один человек и один человек получает увечье.

Благодаря такой «экономии», разборка на побережье обходится в несколько раз дешевле, чем на специализированных предприятиях. Зачастую, здесь же на месте осуществляется прием лома черных металлов по ценам (смотреть тут), о которых в промышленных центрах и помыслить невозможно.

Неслучайно Читтагонг занимает одно из первых мест по производству металлопродукции в регионе. В городе расположено несколько сталелитейных заводов, которые выпускают преимущественно разнообразную арматуру для внутреннего рынка и на экспорт в страны Африки.

Как все начиналось

Конечно, на планете есть множество уголков, где население готово работать за «чашку риса», но почему же своеобразный джек-пот выпал именно Читтагонгу? Разобраться с этим поможет небольшой экскурс в историю. В 60-х годах 20 века, после сильного шторма, на отмель недалеко от Читтагонга море выбросило корабль под флагом Греции.

Около пяти лет греческие судовладельцы пытались освободить от песчаных оков свое движимое имущество, но в итоге махнули рукой и списали его в утиль. Вот тогда-то местные жители и приобрели первый опыт по переработке кораблей, а сталелитейные магнаты заинтересовались вот этой покупкой лома черных металлов в Бангладеш.

Какие корабли никогда не окажутся в Читтагонге

Но не все суда перегоняют на порезку в бедные страны. Исключением являются военные корабли, которые обычно утилизируются на своей родине. Причин этому много. Это и военные секреты, и высокая стоимость высокотехнологичного оборудования, которое зачастую используется повторно.

Во сколько это обходится государству, можно судить по недавнему тендеру «Росатома», которое собирается к 2021 году списать несколько кораблей и подводных лодок, оснащенных ядерными силовыми установками. Только разработка документации будет стоить бюджету более 16 миллионов рублей.

Среди кандидатов на утилизацию и легендарный атомный крейсер «Адмирал Ушаков», построенный на Балтийском заводе и спущенный на воду в 1977 году. Спусковая масса его корпуса превышает 1000 тонн. Если бы речь могла идти о скупке металла с этого корабля, доход владельцев исчислялся бы очень серьезными суммами.

Больше информации имеется об атомном крейсере «Адмирал Нахимов». В настоящее время он находится на модернизации в наливном бассейне «Севмаша» (Северодвинск). Устаревшее оборудование этого корабля, которое пошло на слом, содержало 878 тонн металла, включая легированную сталь, алюминиевые и медьсодержащие сплавы. За переплавку пришлось заплатить более 20 миллионов рублей, но в итоге деньги приумножились и вернулись в госбюджет.

Один из самых грязных городов

Местом утилизации служит прибрежная полоса длиной более 20-ти км. Прямо на землю здесь выливается машинное масло, выбрасывается асбест. Только по свинцу предельно допустимые нормы превышены в 300 раз. Совсем рядом в лачугах живут и рабочие, которые даже не представляют, по каким ценам ведется прием металлолома в развитых странах. Их удел – резка кораблей ручными газовыми горелками с 7 часов утра до 11 часов ночи за 1,5-2 доллара.

До 250 различных судов ежегодно демонтируется в Читтагонге. Прибыль превышает 1 миллиард долларов (USD). Но Бангладеш из них достается не более трети. Все остальное - доход владельцев бизнеса, которые в большинстве своем являются гражданами вполне благополучных стран: США, Германии, Норвегии.

Экологическое неблагополучие носит локальный характер и не мешает Читтагонгу быть главным туристическим центром страны. Здесь красивая природа, совмещение горных и морских пейзажей, а также множество исторических достопримечательностей.