Операция «Рекультивация»: как в Арктике собирают на металлолом трубы, бочки и трактора

В 2019 году в России стартовала программа «Чистая страна», в рамках которой планируется очистить Арктику от гор разнообразного «железа». После предварительной оценки металлолома, скопившегося в окрестностях Тикси, на Таймыре, на Земле Франца-Иосифа и других территориях, расположенных в Приполярье и Заполярье, стало понятно, что речь идет о миллионах тонн.

Откуда металлом в арктической зоне

С середины прошлого века арктические территории активно осваивались Советским Союзом с целью добычи нефти и газа, а также с целью развития военно-промышленного комплекса.

В Баренцевом море, на островах с романтическими названиями «Земля Александры», «Греэм-Белл», и других основывались исследовательские станции и военные базы, куда массово доставлялось геологоразведочное и нефтегазодобывающее оборудование, спецтехника и тонны горючего.

В 2019 году в России стартовала программа «Чистая страна», в рамках которой планируется очистить Арктику от гор разнообразного «железа».

Заказать вывоз металлолома

срочно, от 30 минут:

Бочки с дизтопливом опорожнялись, но их никто не собирался сдавать на металлолом, а просто складировали на месте. Также и экскаваторы, тягачи, буровые установки, которые выходили из строя и отправлялись на вечную стоянку. Когда в 90-х геологи и нефтяники ушли из Арктики из-за недостатка финансирования, остались брошенными тонны имущества. Никто не посчитал нужным хотя бы собрать и сдать цветной металл – все так и осталось на месте.

В последующий период, острова кратковременно посещали исследовательские экспедиции. В их составе были и экологи, которых охватывал ужас при виде огромных свалок. Наверняка, у некоторых из них появлялось желание сдать лом в Санкт-Петербурге и стать миллионером. Но осуществить такое желание было невозможно – слишком велики были бы транспортные расходы и доходы не окупили бы затраты.

Шло время, жестокие штормы, морозы под 50 °C, обильные снегопады постепенно превращали сталь и чугун в искореженную, ржавую массу. С началом 21-го века, вновь появились планы освоения северных нефтегазовых месторождений.

Бывшие советские станции посетили первые лица российского правительства и в результате в 2010 году было принято решение, рекультивировать земли Арктики, то есть выполнить их экологическое восстановление. Первым этапом рекультивации является сбор и вывоз металлолома и другого скопившегося за десятилетия мусора на материк.

Уже в 2012 году в отдельных регионах шла организованная уборка. С 2016 года область действий расширилась, позднее была принята государственная программа «Чистая земля».

В наведении чистоты помогает военный десант

Сбором и переработкой металлолома в Якутии сегодня занимаются компании «Алмазы Анабара», «Сахаэнерго» и даже Министерство обороны. Военные уже очистили Новосибирские острова от 14 тысяч тонн лома. Более 2 тонн скопилось на Новой земле, а именно на полигоне, где в прошлом испытывали водородную бомбу. На материк груз доставляют корабли, участвующие в северном завозе.

Минобороны регулярно отчитывается о своих успехах и дальнейших планах. К 2022 году рекультивация арктических земель должна быть полностью завершена.

На очереди – свалка судов у Кольского полуострова

Кольский полуостров знаменит своей сверхглубокой скважиной, занесенной в Книгу рекордов Гиннесса. Скважина уходит в глубь земли на 12 261 метров и почти на 2 000 метров превосходит Марианский желоб. Уже из этого факта понятно, что на полуостров завозились уникальные буровые установки и другое оборудование.

Зная цены на лом цветных металлов, судовладельцы не забыли извлечь соответствующие детали, а корпуса, как и дальнейшая судьба кораблей их совершенно не интересовали.

Воды Кольского залива стали местом последней стоянки сотен судов. Некоторые из них полностью затоплены, другие – лишь частично. Зная цены на лом цветных металлов, судовладельцы не забыли извлечь соответствующие детали, а корпуса, как и дальнейшая судьба кораблей их совершенно не интересовали. Теперь, чтобы убрать эту свалку, требуется 50 миллионов рублей, которые уже выделены федеральным бюджетом.

Еще перед запуском программы, в 2016 году, воды Кольского залива обследовали и выявили более 100 объектов, которые требуют демонтажа и вывоза. Но тут возникла юридическая загвоздка – программа предусматривает уборку исключительно бесхозного металлолома. Следовательно, необходимо предварительно пройти признание затопленных судов бесхозными, в противном случае они так и останутся в акватории залива.

Ямал и соседние острова очищаются от лома за счет регионального бюджета, так как в текущую федеральную программу рекультивации их не включили. При этом только остров Вилькицкого завален металлоломом, масса которого по приблизительным подсчетам составляет около тысячи тонн. Преимущественно это бочки из-под дизельного топлива, брошенные тягачи и подобная техника.

Если бы все это бесхозное имущество находилось поближе к пунктам приема аккумуляторов в Невском районе СПб, его разобрали за считанные дни и продали по высокой выгодной стоимости. Но увы, его текущий адрес – в сотнях километров от Ленинградской области.

Добровольцы на марше

Всего 3-4 месяца дает суровая Арктика на уборку своей территории. Суровые морозы, короткий световой день, отсутствие навигации характерны для большей части года. Выполнить в столь короткие сроки огромный объем работ по очистке тысяч гектаров земли, не под силу даже таким серьезным ведомствам, как Минобороны. Поэтому помощь волонтеров только приветствуется.

Возможно, прием черного и цветного лома за деньги добровольцев бы не привлек. Для них важней проверить свои силы в экстремальных условиях. Но далеко не все желающим разрешают принимать участие в столь благородном деле. Отбор начинается в тренировочном лагере, расположенном в Салехарде. Сюда съезжаются энтузиасты из Санкт-Петербурга, Москвы, Липецка, Омска, Тюмени и других регионов. Есть и зарубежные гости – израильтяне, молдаване, казахстанцы.

Во время тренировок добровольцы доказывают свою физическую силу и психологическую устойчивость. Используются военные методики тренировок. По результатам тренеры и психологи окончательно утверждают кандидатуру, и доброволец может отправиться в Арктику, чтобы внести свой вклад в поддержание ее экологии.

Впервые добровольцев допустили к участию в программе в 2017 году. В 2019 году в команде было 30 человек. Они провели на острове Вилькицкого ровно месяц: с июля по август, очистив более 15 гектаров территории и собрав около 100 тонн металлолома.

Ранее волонтеры хорошо поработали на острове Белый. Здесь осуществляется прием лома металла с 2012 года, то есть еще до запуска программы «Чистая Страна». За это время остров посетило несколько экспедиций. Полностью очищена территория в 50 гектаров, собрано около тысячи тонн металлолома. Только металлических бочек собрано более 2 тысяч.

Сколько стоит «генеральная уборка»

В Арктике нельзя сдать алюминий и другие металлы по ценам таких компаний, как Ленвтормет. Напротив, государству самому придется заплатить за «генуборку». С арктической территории планируется вывезти на материк 5 млн тонн лома.

В Арктике нельзя сдать алюминий и другие металлы по ценам таких компаний, как Ленвтормет

При необходимости организовать скупку такого количества металлолома, не обошлось бы без проблем: пришлось бы решать вопросы хранения и транспортировки. Даже для федерального бюджета это ощутимая нагрузка.

Например, чтобы очистить небольшую часть территории архипелага Земля Франца-Иосифа и локальную свалку в Якутии государству пришлось заплатить почти полтора миллиарда рублей. По предварительным расчетам в общей сложности потребуется более 60 млрд рублей.

Возместить затраты хотя бы частично, планируется с помощью аукционов. Основная часть собранного металлолома – трубы (подробнее на этой странице), различные металлоконструкции, бочко-тара. Продавать их будет, в частности, один из департаментов Министерства обороны. Учитывая, что цена лома стали и чугуна за 1 кг стабильно растет, вполне возможно, что операция по рекультивации не будет убыточной.

Тем более, что главная цель – не получить прибыль, а восстановить экологию на огромной территории для ее последующего повторного освоения, уже с использованием новых технологий.

Уже близка к завершению или полностью окончена уборка островов Белого, Вилькицкого, Гукера, Хейса, Рудольфа, Хофмана и многих других. Каждый остров удостоился индивидуального подхода. Технологии уборки выбирались с учетом природных условий и других факторов. На одних территориях использовались мощные бульдозеры, а на других всю работу выполняли вручную. Решение проблемы с металлоломом – только начало пути по рекультивации северных земель.